Правописание корней кас кос

Нашей редакцией подготовлен обзор темы: "правописание корней кас кос" с комментариями профессиональных парикмахеров и ответами на большинство интересующих вопросов.

11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о :
Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fschool-assistant.ru%2Fimages%2Fzadachi%2Frussian%2F5%2F268%2F1

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
под ударением а :

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

Видео (кликните для воспроизведения).

поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

заря́; зо́рька — за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему “Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-“

Вставьте пропущенные буквы.

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Вставьте пропущенные буквы.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Вставьте пропущенные буквы.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС – КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись. В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Читайте так же:  Как смыть краску с волос содой

Знакомство с корнями -кос и – кас. Упражнения в написании слов.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней -кас; – кос»

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg0

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос – -кас»

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg1

  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg2

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg3

Троллейбус, добыча, салфетка, бахрома, карниз, квартира, генерал, командир, чистоплотный, состязание, поражение, подражать, презирать.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg4

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg5

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg6

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg7

– Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- – -лож- и -раст- –рос-?

В чем заключается загадочность этих корней?

Какие еще корни с чередованием вам известны?

– Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.

– Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

– Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg8

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg9

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg10

касаться перил коснуться руки

предложить помощь прилагать старания

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg11

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос – -кас»

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg12

  • Знать…
  • Уметь…
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg13

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- – -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг – суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg14

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС – – -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg15

Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg16

  • Коснулось воды – …
  • Касается дна – …

Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg17

  • Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
  • Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg18

Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.

  • Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
  • Целебные свойства ландыша к_саются заболеваний сердца.
  • Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
  • Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход .

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg19

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша ка_саются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg20

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg21

Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.

Заметались, почти касаясь воды, ласточки.

День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.

Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.

Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg22

Солнце уже к..снулось края степи.

Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.

Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.

Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.

Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg23

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст--ращ--рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.
Читайте так же:  Nexxt для волос масло

КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А .

КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).

Изображение - Правописание корней кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg24

  • Записать 6 словосочетаний на данное правило.
  • Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
  • Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Урок русского языка в 6 в классе

Тема: Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- и –кас-.

-определить условия выбора написания гласных О и А в корне –кос- и –кас-;

– сформировать навык выбора гласных в омонимичных корнях (различать безударные и чередующиеся гласные);

2) развивающие : развивать исследовательские способности учащихся, логическое мышление и способность к обобщению;

3) воспитательные : воспитывать уважительное отношение к слову, учить использовать возможности языка для выражения их личностной позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; таблицы «Чередующиеся гласные в корне», карточки; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, презентация, работа с таблицей на доске.

Повторение: правописание гласных О – А в корнях -лаг – лож-, -раст- (-ращ-) –рос-; Е – И в корнях –бер – бир– , -пер – пир- и др.

I . Организационный момент.

Цель: настроить класс на плодотворную работу по теме «Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- и –кас-.»

– Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите за окно, какая сегодня чудесная погода. Как ваше настроение? (хорошее, плохое).

Я очень рада за тех, кто сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что у остальных оно тоже поднимется, потому что сегодня мы с вами снова отправляемся в страну чередующихся гласных в корне слова. На этот раз нам предстоит научиться правильно выбирать букву в чередующихся корнях –кос- и –кас-.

II . Опрос учащихся по заданному материалу на дом.

Цель: 1. Проверить домашнее задание упражнение 131.

2. повторить чередующиеся гласные в корнях слов изученные в 5 классе (-лаг-, – лож-; -раст-,-рос-, -ращ-; -бир-, -бер-; -пир-, – пер- и др. )

Метод: наблюдения, частично – поисковый.

1.Проверка упражнения 131

– Дайте определение этимологии?

(Этимология – это наука о происхождении слов).

Джинсы – (от англ. jeans ) – особого покроя брюки из специальной ткани. Изготовлены в 1853 году Леви Страусом в качестве рабочей одежды для фермеров

Обворожить – исходное слово «ворожить, колдовать», от «ворог» – колдун, околдовать.

Работа – (заимствовано из старославянского языка, orbota ) – первоначально «тяжелая подневольная работа, рабство».

Привередливый – от «вередливый» – неженка, слабый.

Примечание: Если упражнение не выполнено, то этимология слов записывается в тетрадь

2.Повторение ранее изученных корней с чередованием

– Я уже говорила вам, что сегодня мы с вами отправимся в страну чередующихся корней. Сейчас я прочитаю вам сказку Светланы Владимировны Пожидаевой, а вы должны выписать и вспомнить те корни с чередованием, которые мы проходили с вами в 5 классе.

– Давайте посмотрим, какие корни вы выписали?

– Опираясь на таблицу, которая висит на доске, давайте вспомним правописание корней -лаг-, – лож-; -раст-,-рос-, -ращ-; -бир-, -бер-; -пир-, – пер-; – дир-, – дер-; – жиг – , -жег- и др. )?

III . Изучение нового учебного материала.

Цель: определить условия выбора написания гласных О и А в корне –кос- и –кас-;

Методы: наблюдение, исследования.

1. Исследовательская работа (наблюдение).

– Рассматриваем в учебнике на странице 63 пары слов с корнем –кос – кас-:

Беседа с учащимися:

– Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс А? (А)

– А если после корня нет суффикса А? (О)

– Так от чего же зависит выбор гласных О-А в корне –кос – кас-? (Выбор гласных О-А в данном корне зависит от следующего за ним суффикса А)

– Это основное условие (закон) выбора гласных в этом корне. Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кос – кас-. За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ. (Задание заранее дается ученику). (1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо).

– Первое значение прямое, а второе и третье? (переносное)

– Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)

Читайте так же:  Remington утюжок для волос

3. Усвоение способа применения правила (алгоритма) на странице 63 учебника (читает 1 ученик, остальные следят по учебнику)

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс А.

3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

(Повторяем правило хором).

На доске записаны слова: коса (девичья), кость, коснуться, касаться.

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет, данные слова однокоренными не являются, так как не все имеют значения, характерные для корня с чередованием –кос – кас-. Слова же коса, кость имеют в корне гласные, проверяемые ударением. Такие корни называются омонимичными. Следовательно, при выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

1. Упражнения для плечевого пояса и кистей рук.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

2. Упражнения для глаз:

Сильно закройте глаза, откройте.

Делайте глазами медленные круговые движения сначала по часовой стрелке, затем – в другом направлении.

V . Закрепление учебного материала.

Цель: 1. Закрепить полученные знания о корнях с чередованием.

2. Научиться отличать корни с чередованием от омонимичных корней.

Методы: выборочное списывание, поисковый.

Это упражнение помогает учащимся сформировать навык работы по образцу рассуждения.

– Опираясь на образец рассуждения, давайте выполним упражнение 137.

Слова с пропусками букв О-А распределяем в две колонки, следуя алгоритму. (У доски один учащийся, остальные – на месте).

– В каком значении используется слово прикоснулась? (дотронулась)

Это задание учит учащихся отличать корни с чередованием от омонимичных корней.

– Ребята, в следующем задании вам предстоит определить условия выбора букв о и а. Запишем слова.

Слова: коснись воды, прикасаться, косовица, касается рукой, нежное прикосновение, косой заяц, касательная линия, девичья коса, распределить по трём колонкам.

Косовица коснись (воды) прикасаться

коса (девичья) прикосновение касается (рукой)

косой (заяц) касательная (линия)

– На сколько колонок можно разделить все слова? (три).

– Как вы думаете, почему по трём? (Потому что это слова с омонимичными корнями)

3. Работа с использованием экрана.

Этот вид работы помогает учащимся повторить и обобщить уже имеющиеся знания о корнях с чередованием.

– Теперь давайте с вами повторим правописание всех чередующихся корней.

Вставьте пропущенные буквы, назовите корни.

о-а в чередующихся корнях.

растительный водоросли положение

касаться прикосновение отрасль

коснуться выросла отложить

расти слагать расположение

росток предположить располагаться

разрослись выращенный предложение

излагать прилагать положить

изложение касательная неприкосновенность

вырасти сложить Ростов

Это задание развивает речь учащихся, учит использовать возможности языка для выражения их личностной позиции.

– Вам ребята, предстоит в трёх – пяти предложениях выразить своё отношение к формуле «Это меня не касается». Обязательно употребите слова с чередующимися гласными в корне.

– Итак, ребята, давайте ещё раз построим закон правописания О-А в корне –кос – кас-.

-Воспроизведите способ его применения (алгоритм).

– Что мы должны учитывать, сталкиваясь с правописанием гласных в корне –кос – кас-? (Учитывать то, что эти корни входят в группу омонимичных корней).

-Достигли ли мы поставленных целей?

VIII . Дифференцированное задание на дом.

Цель: 1. Закрепить полученные знания о чередующихся корнях -кос- , -кас-.

2. Закрепить умение видеть значение, которое несут корни.

– Ребята, дома вам нужно выполнить упражнение 138. Здесь нужно будет разделить слова на несколько групп. Чтобы успешно выполнить это упражнение вам необходимо будет определить значение, которое несут корни.

В упражнении 139 нужно будет распределить слова на 2 колонки. Чтобы правильно выполнить это задание, вы должны отличить корни с проверяемой гласной в корне слова от чередующейся.

1. Для более успешных учащихся – упражнение №138 по условию.2.

Для остальных – выполнить упражнение №139 по условию.

Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й класс

Цели урока:

  • Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
  • Совершенствовать орфографические умения учащихся.
  • Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

(Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

Гласные в корнях слов:

  • Проверяемые.
  • Непроверяемые.
  • Чередующиеся.
Читайте так же:  Маска для волос в домашних условиях для поврежденных

2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней.

– Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение.

– Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы.

(Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1—узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2—научиться правильно писать эти корни,

З-3—отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней.

Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке).

IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их.

2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем.

2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:

1)дотрагиваться до кого-либо или чего-либо,
2)затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме,
3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О.

Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся.

VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.

1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко.

В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов:

– Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак.

– Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква.

На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить.

– Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы.

– А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим.

Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям!

(Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной).

2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах:

Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните.

1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать.

Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й класс

Цели урока:

  • Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
  • Совершенствовать орфографические умения учащихся.
  • Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

(Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

Гласные в корнях слов:

  • Проверяемые.
  • Непроверяемые.
  • Чередующиеся.
Читайте так же:  Канекалон на короткие волосы

2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней.

– Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение.

– Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы.

(Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1—узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2—научиться правильно писать эти корни,

З-3—отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней.

Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке).

IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их.

2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем.

2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:

1)дотрагиваться до кого-либо или чего-либо,
2)затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме,
3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О.

Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся.

VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.

1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко.

В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов:

– Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак.

– Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква.

На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить.

– Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы.

– А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим.

Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям!

(Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной).

2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах:

Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните.

1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать.

Источники

  1. Белкина А. Теория цветотипа / Белкина А. // Hair’s HowColoring Блондирование и мелирование. – 2011. – С.12-14.
  2. Бриз, Лана Мастер-класс. Прически. Стань неотразимой! / Лана Бриз. – М.: АСТ, Астрель-СПб, 2007. – 272 c.
  3. Д. Г. Григорьев «Уход за волосами».2004г.
  4. Константинов, А. В. Как стать парикмахером / А.В. Константинов. – М.: Омега, 2016. – 320 c.
  5. Константинов А. В., Меркулов Ю. К. Основы парикмахерского дела. М., 1971.
Изображение - Правописание корней кас кос 346457563223
Автор статьи: Екатерина Ромасько

Добрый день. Я Екатерина. Уже более 12 лет работаю парикмахером-стилистом. Считаю себя опытным специалистом и попытаюсь научить всех посетителей сайта решать данные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here