Парики с косичками у моряков

Нашей редакцией подготовлен обзор темы: "парики с косичками у моряков" с комментариями профессиональных парикмахеров и ответами на большинство интересующих вопросов.

Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос — ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине — Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

  • воротник-гюйс
  • тельняшка
  • помпон на шапочке
  • ленты бескозырки

Форменный воротник (Гюйс): большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. раньше морякам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.
Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника). Вначале их носили только гребцы,чтоб определить принадлежность к дивизии. А история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота и перешли в современность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какая деталь морского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F3%2F0%2F0%2F300434_42

История создания морского костюма идет несколько веков и изменялась чуть ли не каждое десятилетие. Когда начали носить парики с косичками,все помнят парики в фильме про Петра I “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”, когда учились морскому делу и ходили в таких париках,косички мешались и пачкались, создавали неудобство, поэтому матросам их нужно было убирать под воротник.

Сейчас такой воротник называют: воротник – гюйс.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F9%2F1%2F19191_42

Вопрос снова сложный. Игроки сегодняшней телепередачи очень долго думали над верным ответом, потом взяли подсказку “50/50”, после чего отметили правильный вариант. Это воротник-гюйс

Правильный ответ: ВОРОТНИК-ГЮЙС

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F3%2F3%2F2%2F332399_42

Давным-давно создан морской костюм. История создания его очень интересна, хотя бы потому, что постоянно дополнялся и изменялся его внешний вид.

Косички от парика носить матросам было очень неудобно, приходилось их закладывать за воротник.

Его название в наше время – гюйс.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F8%2F5%2F5%2F85551_42

Очень интересна история морского костюма. Каждая деталь выверена и иногда о ее появлении существуют различные версии.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.bolshoyvopros.ru%2Ffiles%2Fanswer%2F7822157%2F71cf5fc91164cc14d27c6d6289d8050a

Так что нам подойдет непременный элемент костюма моряка – воротник-гюйс. Именно его появление произошло благодаря косичкам и пудреным парикам, ушедшим в небытие впоследствии.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F4%2F1%2F7%2F417779_42

Раньше матросы носили парики с косичками которые были изрядно намаслены и чтобы костюм не пачкался придумали такую деталь в одежде как НАКИДКУ на плечи получившую название воротник-гюйс. Сейчас без этой детали трудно и представить себе матросскую форму. Выглядит он вот так:

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Fimages%2F71%2F62%2F71623df7c5856c241fa524d54fe34fe3

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F0%2F3%2F103219_42

Нужно знать все о морском костюме, чтобы ответить на вопрос, я такими знаниями к сожалению не располагаю. Благодаря историческим фильмам парики того времени я представить могу, а благадаря им, оказывается в костюме появилась новая деталь, с названием – Воротник- гюйс.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F8%2F1%2F181747_42

Сегодня этот вопрос был задан в сегодняшней телеигре, и к нему прилагалось четыре варианта ответа, которые вполне могли ввести игроков в заблуждение.

Но верным является воротник-гюйс. Именно эта деталь морского костюма и появилась благодаря парикам с кисточкой.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F2%2F2%2F6%2F22657_42

Не зная истории происхождения современного матросского обмундирования, сразу выбрать правильный ответ на это задание будет сложновато, поскольку парики с косичками могли послужить прообразом для создания как помпонов на головных уборах, так и лент на бескозырках. Но, насколько я помню, помпоны на шапочках моряков служат для смягчения возможных ударов о низкие потолки кают, а из-за косичек, пропитанных маслом и пачкавших форму, появилась специальная прокладка, преобразовавшаяся впоследствии в “Воротник-гюйс” – это ответ.

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим – с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка – тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины. преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег. и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми. ». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Читайте так же:  Прически на 1 сентября модные
Видео (кликните для воспроизведения).

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке – по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus – «флаг») – военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления – в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, – по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки – белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Читайте так же:  Самый модный цвет волос 2019 года

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления – в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья – красного.

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии – соответственно две полосы, а матросы третьей – три.

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

Глобальный контрудар — быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.morkniga.ru%2Fcatalog%2Fa01_16022017

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.morkniga.ru%2Fcatalog%2F01_250213

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.morkniga.ru%2Fcatalog%2Fa01_16022017

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.morkniga.ru%2Fcatalog%2F01_250213

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Читайте так же:  Быстрые прически на длинные волосы своими

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке, фланелевке и куртке рабочей флотской.

Гюйсы для детских утренников см. здесь.
Гюйсы бывают только одного размера и роста. Размеры гюйса указаны на рис.
Гюйс соответвует ТУ 858-5657-2005.

Функция полос
Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.
Но это не более чем красивая легенда.
Форменный воротник также называют гюйсом.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=https%3A%2F%2Fcs10.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2018%2F08%2F20%2F4%2F1534742022174070568

История возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса. Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения. Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.

По другой версии, “предком” матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.

Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный – он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на “форменке” и рабочей куртке.

Выкройки гюйса ВМФ России предполагают наличие на этом воротнике трех белых тканевых полос. Их присутствие объясняют две неофициальные версии:

Количество полос соответствует числу самых крупных побед российского военного флота – у Гангута (1714 г.), у Чесмы (1770 г.) и у Синопа (1853 г.) Стоит отметить, что на воротничках зарубежных матросов тоже три полоски, количество которых объясняется подобным способом.
Количество полос символизировало приближенность той или иной эскадры к великому Петру. Так как их всего было три, то и число полосок было соответствующим. Чем больше было полос, тем больше благоволил российский император к морякам данной эскадры.

По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.

Почему носят гюйс, как он появился, и почему на нем именно три полосы? Эти вопросы определенно требуют ответов.

Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.

Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.

И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.

Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со свременем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.

В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.

Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году. Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута.

Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами

Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?

Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.

Читайте так же:  Экскурсии куршская коса

Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.

Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.

Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.

Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый, один из величайших правителей, который дал начало развитию российского флота. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи. Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию. Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.

Интересный факт: есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.

Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fsneg5.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fpage-views-count%2Fajax-loader

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fsneg5.com%2Fpubl_1%2Fgjujs2

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Форменный воротник также называют гюйсом.

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Читайте так же:  Стрижка боб с челкой

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Изображение - Парики с косичками у моряков proxy?url=http%3A%2F%2Fsneg5.com%2Fpubl_1%2Fgjujs1

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного.

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три.

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

ГЮЙСЪ, флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Источники

  1. Дюпрэ, В. Роскошные волосы – это просто! / В. Дюпрэ. – М.: Феникс, 2005. – 461 c.
  2. Современная энциклопедия «Мода-стиль», Авана 2010
  3. Игровой набор «Парикмахер», 16 предметов. – Москва: ИЛ, 2013. – 771 c.
  4. Панченко О.А. “Стрижка, мелирование, прическа” – С.-Пб., 1997.
  5. Игровой набор “Истинный парикмахер”. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. – 406 c.
  6. Назарова Е. «Женские прически» – М., 2010
Изображение - Парики с косичками у моряков 346457563223
Автор статьи: Екатерина Ромасько

Добрый день. Я Екатерина. Уже более 12 лет работаю парикмахером-стилистом. Считаю себя опытным специалистом и попытаюсь научить всех посетителей сайта решать данные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here