Корни кас кос

Нашей редакцией подготовлен обзор темы: "корни кас кос" с комментариями профессиональных парикмахеров и ответами на большинство интересующих вопросов.

11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о :
Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fschool-assistant.ru%2Fimages%2Fzadachi%2Frussian%2F5%2F268%2F1

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
под ударением а :

Видео (кликните для воспроизведения).

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

заря́; зо́рька — за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему “Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-“

Вставьте пропущенные буквы.

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Вставьте пропущенные буквы.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Вставьте пропущенные буквы.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС – КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись. В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рас­смот­ри­те сле­ду­ю­щие пары од­но­ко­рен­ных слов со зна­че­ни­ем «до­тра­ги­вать­ся до че­го-ли­бо»:

Читайте так же:  Кудрявые волосы или прямые

Как узнать, в каких сло­вах пи­шет­ся ко­рень КАС, а в каких – КОС? От­ве­тить на этот во­прос по­мо­гут ан­кет­ные, био­гра­фи­че­ские дан­ные этих кор­ней.

Ко­рень КОС очень ле­ни­вый. Он по­сто­ян­но любит спать. По­это­му ко­рень КОС ра­бо­та­ет толь­ко в тех сло­вах, в ко­то­рых спря­та­лось слово СОН и его сло­во­фор­мы – сна, сну, сне, снись.

В от­ли­чие от сво­е­го близ­ко­го род­ствен­ни­ка, ко­рень КАС ни­ко­гда не ле­нит­ся. Ему не дает спать суф­фикс -А-, сто­я­щий за этим кор­нем и за­став­ля­ю­щий его много ра­бо­тать.

Еще раз об­ра­тим­ся к при­ме­рам:

Вни­ма­тель­но при­гля­ди­тесь к гра­фи­че­ско­му об­ли­ку каж­до­го из этих слов. В каких из них мы можем отыс­кать «ле­ни­вое» слово СОН и его формы, ко­то­рые иг­ра­ют с нами в прят­ки? Пра­виль­но: к…снуть­ся, прик…снись. В этих сло­вах «спря­та­лись» ле­ни­вые «сну» и «снись», при них все­гда на­хо­дит­ся ко­рень КОС. По­это­му мы пишем кос­нуть­ся, при­кос­нись с бук­вой О в корне.

В сло­вах к…сать­ся , к…сайся можно уви­деть суф­фикс -А-, име­ю­щий власт­ный ха­рак­тер. Он все­гда ко­ман­ду­ет кор­нем КАС и за­став­ля­ет его по­сто­ян­но тру­дить­ся. По­это­му мы пишем ка­сать­ся, ка­сай­ся с глас­ной А в корне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ко­рень КАС дру­жит с суф­фик­сом -А-, а ко­рень КОС недо­люб­ли­ва­ет этот суф­фикс и дру­жит с ле­ни­вым сло­вом СОН и его сло­во­фор­ма­ми.

За­пом­нить, когда пи­шет­ся ко­рень КАС, а когда КОС, поз­во­ля­ет сле­ду­ю­щее сти­хо­твор­ное пра­ви­ло:

Чтобы нам не оши­бать­ся.

Когда КАС дол­жен пи­сать­ся,

А когда на­пи­шем КОС,

Мы от­ве­тим на во­прос:

Есть за кор­нем суф­фикс -А-?

КАС на­пи­шем мы тогда.

Если нет за кор­нем -А-,

КОС на­пи­шем вы все­гда.

А те­перь про­чи­та­ем, как это пра­ви­ло фор­му­ли­ру­ет­ся в учеб­ни­ке по рус­ско­му языку:

В кор­нях КОС и КАС в без­удар­ном по­ло­же­нии пи­шет­ся буква А, если после корня стоит суф­фикс -А-, и буква О, если этого суф­фик­са нет.

Урок по русскому языку на тему: “Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-“.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Урок русского языка в 6 классе «Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-».

-определить условия выбора написания гласных О и А в корне –кос- // –кас-;

-сформировать у учащихся умение владеть способом действия при выборе букв О А в однокоренных словах с корнем –кос-// -кас-;

– сформировать навык выбора гласных в омонимичных корнях (различать безударные и чередующиеся гласные);

2) развивающие : развивать исследовательские и творческие способности учащихся, логическое мышление способность к обобщению;

3) воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к слову, учить использовать возможности языка для развития духовного потенциала школьников, для выражения их личностной позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., карточки; презентация.

Повторение: правописание гласных О – А в корнях -лаг – лож-, -раст- (-ращ-) –рос-; Е – И в корнях –бер – бир– , -пер – пир- и др.; правописание безударных гласных проверяемых ударением.

I . Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами откроем закон правописания О-А в корне слова –кос //– кас-, научимся применять этот закон на практике.

У каждого из вас есть рабочий лист. Записываем число, тему урока, готовим к работе учебники. В течение урока вы много будете работать, поэтому за каждый правильный ответ я вам буду давать фишки. И в конце урока вы сможете обменять фишки на оценки.

II . Опрос учащихся по заданному материалу на дом.

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, обратимся к уже известным нам орфограммам в корнях с чередованием. Они нам сегодня тоже понадобятся. Итак, от чего зависит правописание гласных О – А в корнях -лаг //– лож-, -раст- (-ращ-)// –рос-; гласных Е – И в корнях –бер// – бир– , -пер //– пир- и др.? А ответить на этот вопрос вам поможет домашнее упражнение.

Проверка упражнения 143 (по цепочке)

Слагаемое, полагаться, предположить, приложение, предлагать.

Подросли, срастаться, возраст, приросли, росток (искл.).

Собирание, сдирать, подпирать, соберу, стереть.

III . Изучение нового учебного материала.

1. Исследовательская работа (наблюдение).

– Теперь обратимся к ранее нам неизвестному корню с чередованием –КАС//-КОС-. Рассмотрим следующие пары слов с корнем –кос //– кас-:

Как узнать, в каких словах пишется корень -КАС-, а в каких –КОС-? Давайте понаблюдаем.

Корень –КОС- очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень –КОС- работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, сно, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Читайте так же:  Луковый отвар для волос

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

– Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс А? (А)

– А если после корня нет суффикса А? (О)

– Так от чего же зависит выбор гласных О-А в корне –кос – кас-? (Выбор гласных О-А в данном корне зависит от следующего за ним суффикса А)

– Это основное условие (закон) выбора гласных в этом корне. Посмотрим, какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кос – кас-. За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ . (1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо).

– Первое значение прямое, а второе и третье – …? (переносное)

– Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)

2.Проверим себя по учебнику. Чтение правила на странице 63 учебника.

3. Усвоение способа применения правила (алгоритма) на странице 63учебника.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс А.

3. Если есть суффикс -А-, то пишите -КАС-, если нет суффикса -А-, то пишите -КОС-

На доске записаны слова: коса (девичья), коснуться, касаться .

Выделим в них корни, выясним, являются ли данные слова однокоренными. (Нет, данные слова однокоренными не являются, так как не все имеют значения, характерные для корня с чередованием –кос – кас-. Слово же коса имеет в корне гласную, проверяемую ударением. Такие корни называются омонимичными. Следовательно, при выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

IV . Физминутка. ( Проводит учащийся )

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

V . Закрепление учебного материала.

1. Выборочное списывание. Работа у доски.

Слова с пропусками букв О-А распределяем в две колонки, следуя алгоритму. У доски один учащийся, остальные – на месте.

– В каком значении используется слово прикоснулась ? (дотронулась)

2. Работа в группах. Распределительный диктант.

Слова: к..снись (воды), прик..саться, к..совица, к..сается (рукой), (нежное) прик..сновение, к..сой( заяц), к..сательная (линия), (девичья) к..са , распределим по трём колонкам так, чтобы в первой колонке оказались слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, во второй – с корнем с чередованием –КОС-, в третьей – с корнем –КАС-. Распределим выполнение задания по рядам:

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Косовица коснись (воды) прикасаться

коса (девичья) прикосновение касается (рукой)

косой (заяц) касательная (линия)

– Итак, почему мы распределили слова по трём колонкам? (Потому что это слова с омонимичными корнями)

Перед вами карточки с двумя вариантами заданий

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

2. Обменяйтесь выполненными заданиями с напарником.

3. Сравните ваш ответ с ответом на экране. Обсудите полученный результат.

Коснуться, касаться, прикосновение, касание, коснулись.

Касательная, соприкасаться, коснешься, коснулась, прикоснись.

4. Самостоятельная работа. (Более сильным ученикам можно предложить написать мини-сочинение, более слабым – вставить слова по смыслу).

Дополните предложения словами с корнем –КОС-, – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

– Вам ребята, предстоит в трёх – пяти предложениях выразить своё отношение к формуле «Это меня касается». Обязательно употребите слова с чередующимися гласными в корне.

– Итак, ребята, давайте ещё раз озвучим закон правописания О-А в корне –кос – кас-.

-Воспроизведите способ его применения (алгоритм).

– Каково значение корня с чередованием –КАС-, -КОС-?

– Что мы должны учитывать, сталкиваясь с правописанием гласных в корне –кос – кас-? (Учитывать то, что эти корни входят в группу омонимичных корней).

-Достигли ли мы поставленных целей?

– . Заполните карточку эмоционального состояния, а я подсчитаю заработанные вами за урок фишки.

Заполните карточку значками

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F05e2%2F0004d459-64798096%2Fhello_html_m5fe67d30

VII . Дифференцированное задание на дом.

1. Для более успешных учащихся – упражнение №138 по условию.

2. Для остальных – выполнить упражнение №139 по условию.

По желанию – написать сказку «Жили-были –КОС- и –КАС-».

Урок по русскому языку на тему: “Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-“.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Читайте так же:  Свитер с косами спицами женский схема

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Урок русского языка в 6 классе «Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-».

-определить условия выбора написания гласных О и А в корне –кос- // –кас-;

-сформировать у учащихся умение владеть способом действия при выборе букв О А в однокоренных словах с корнем –кос-// -кас-;

– сформировать навык выбора гласных в омонимичных корнях (различать безударные и чередующиеся гласные);

2) развивающие : развивать исследовательские и творческие способности учащихся, логическое мышление способность к обобщению;

3) воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к слову, учить использовать возможности языка для развития духовного потенциала школьников, для выражения их личностной позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., карточки; презентация.

Повторение: правописание гласных О – А в корнях -лаг – лож-, -раст- (-ращ-) –рос-; Е – И в корнях –бер – бир– , -пер – пир- и др.; правописание безударных гласных проверяемых ударением.

I . Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами откроем закон правописания О-А в корне слова –кос //– кас-, научимся применять этот закон на практике.

У каждого из вас есть рабочий лист. Записываем число, тему урока, готовим к работе учебники. В течение урока вы много будете работать, поэтому за каждый правильный ответ я вам буду давать фишки. И в конце урока вы сможете обменять фишки на оценки.

II . Опрос учащихся по заданному материалу на дом.

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, обратимся к уже известным нам орфограммам в корнях с чередованием. Они нам сегодня тоже понадобятся. Итак, от чего зависит правописание гласных О – А в корнях -лаг //– лож-, -раст- (-ращ-)// –рос-; гласных Е – И в корнях –бер// – бир– , -пер //– пир- и др.? А ответить на этот вопрос вам поможет домашнее упражнение.

Проверка упражнения 143 (по цепочке)

Слагаемое, полагаться, предположить, приложение, предлагать.

Подросли, срастаться, возраст, приросли, росток (искл.).

Собирание, сдирать, подпирать, соберу, стереть.

III . Изучение нового учебного материала.

1. Исследовательская работа (наблюдение).

– Теперь обратимся к ранее нам неизвестному корню с чередованием –КАС//-КОС-. Рассмотрим следующие пары слов с корнем –кос //– кас-:

Как узнать, в каких словах пишется корень -КАС-, а в каких –КОС-? Давайте понаблюдаем.

Корень –КОС- очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень –КОС- работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, сно, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

– Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс А? (А)

– А если после корня нет суффикса А? (О)

– Так от чего же зависит выбор гласных О-А в корне –кос – кас-? (Выбор гласных О-А в данном корне зависит от следующего за ним суффикса А)

– Это основное условие (закон) выбора гласных в этом корне. Посмотрим, какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кос – кас-. За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ . (1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо).

– Первое значение прямое, а второе и третье – …? (переносное)

– Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)

2.Проверим себя по учебнику. Чтение правила на странице 63 учебника.

3. Усвоение способа применения правила (алгоритма) на странице 63учебника.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс А.

3. Если есть суффикс -А-, то пишите -КАС-, если нет суффикса -А-, то пишите -КОС-

Читайте так же:  Стрижка на длинные

На доске записаны слова: коса (девичья), коснуться, касаться .

Выделим в них корни, выясним, являются ли данные слова однокоренными. (Нет, данные слова однокоренными не являются, так как не все имеют значения, характерные для корня с чередованием –кос – кас-. Слово же коса имеет в корне гласную, проверяемую ударением. Такие корни называются омонимичными. Следовательно, при выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

IV . Физминутка. ( Проводит учащийся )

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

V . Закрепление учебного материала.

1. Выборочное списывание. Работа у доски.

Слова с пропусками букв О-А распределяем в две колонки, следуя алгоритму. У доски один учащийся, остальные – на месте.

– В каком значении используется слово прикоснулась ? (дотронулась)

2. Работа в группах. Распределительный диктант.

Слова: к..снись (воды), прик..саться, к..совица, к..сается (рукой), (нежное) прик..сновение, к..сой( заяц), к..сательная (линия), (девичья) к..са , распределим по трём колонкам так, чтобы в первой колонке оказались слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, во второй – с корнем с чередованием –КОС-, в третьей – с корнем –КАС-. Распределим выполнение задания по рядам:

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Косовица коснись (воды) прикасаться

коса (девичья) прикосновение касается (рукой)

косой (заяц) касательная (линия)

– Итак, почему мы распределили слова по трём колонкам? (Потому что это слова с омонимичными корнями)

Перед вами карточки с двумя вариантами заданий

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

2. Обменяйтесь выполненными заданиями с напарником.

3. Сравните ваш ответ с ответом на экране. Обсудите полученный результат.

Коснуться, касаться, прикосновение, касание, коснулись.

Касательная, соприкасаться, коснешься, коснулась, прикоснись.

4. Самостоятельная работа. (Более сильным ученикам можно предложить написать мини-сочинение, более слабым – вставить слова по смыслу).

Дополните предложения словами с корнем –КОС-, – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

– Вам ребята, предстоит в трёх – пяти предложениях выразить своё отношение к формуле «Это меня касается». Обязательно употребите слова с чередующимися гласными в корне.

– Итак, ребята, давайте ещё раз озвучим закон правописания О-А в корне –кос – кас-.

-Воспроизведите способ его применения (алгоритм).

– Каково значение корня с чередованием –КАС-, -КОС-?

– Что мы должны учитывать, сталкиваясь с правописанием гласных в корне –кос – кас-? (Учитывать то, что эти корни входят в группу омонимичных корней).

-Достигли ли мы поставленных целей?

– . Заполните карточку эмоционального состояния, а я подсчитаю заработанные вами за урок фишки.

Заполните карточку значками

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F05e2%2F0004d459-64798096%2Fhello_html_m5fe67d30

VII . Дифференцированное задание на дом.

1. Для более успешных учащихся – упражнение №138 по условию.

2. Для остальных – выполнить упражнение №139 по условию.

По желанию – написать сказку «Жили-были –КОС- и –КАС-».

Правописание корней с чередующимися гласными

Правописание слов с чередующимися гласными в корнях нельзя проверять подбором однокоренного слова. К ним применяются другие правила.

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-.

Правило

Примеры

Исключения

Без ударения пишется буква -о-

Корни –зор-/-зар-.

Под ударением пишется -о-

заря, зарница, озарять

зóрька, зóренька, зóри

Корни -плав-/-плов-.

Корень –плав – пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Например: поплАвок, плАвучий.

Корни –лаг-/-лож.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ж- пишется -о-, перед -г- пишется -а-

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ст- и -щ- пишется -а-.

В противном случае пишется -о-.

вырАсти – вырАщу – вырОс

Корни -кас- / -кос-.

Правило

Примеры

В корне пишется –о-, если за корнем имеется звук -н-.

В противном случае пишется -а-

Корни -скак- / -скоч-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед –к- пишется –а-, перед –ч- пишется –о-

скачу, скачи, скачок

(образованы от глагола скакать).

Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-,

-блист-/-блест-, -чит-/-чет-.

В корнях пишется гласная -и-, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная -е-.

С суффиксом –а- пишется –и-

В остальных случаях пишем -е-

Знакомство с корнями -кос и – кас. Упражнения в написании слов.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней -кас; – кос»

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg0

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос – -кас»

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg1

  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg2

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg3

Троллейбус, добыча, салфетка, бахрома, карниз, квартира, генерал, командир, чистоплотный, состязание, поражение, подражать, презирать.

Читайте так же:  Виши от выпадения волос

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg4

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg5

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg6

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg7

– Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- – -лож- и -раст- –рос-?

В чем заключается загадочность этих корней?

Какие еще корни с чередованием вам известны?

– Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.

– Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

– Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg8

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg9

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg10

касаться перил коснуться руки

предложить помощь прилагать старания

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg11

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос – -кас»

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg12

  • Знать…
  • Уметь…

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg13

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- – -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг – суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg14

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС – – -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg15

Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg16

  • Коснулось воды – …
  • Касается дна – …

Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg17

  • Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
  • Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg18

Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.

  • Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
  • Целебные свойства ландыша к_саются заболеваний сердца.
  • Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
  • Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход .

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg19

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша ка_саются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg20

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg21

Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.

Заметались, почти касаясь воды, ласточки.

День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.

Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.

Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg22

Солнце уже к..снулось края степи.

Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.

Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.

Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.

Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg23

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст--ращ--рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.

КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А .

КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).

Изображение - Корни кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F16%2Fs_5a0d7376eae4d%2Fimg24

  • Записать 6 словосочетаний на данное правило.
  • Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
  • Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.

Источники

  1. Игровой набор “Парикмахер”. – Москва: Гостехиздат, 2014. – 784 c.
  2. Панина, Н. И. Парикмахер-универсал / Н.И. Панина. – М.: Academia, 2010. – 856 c.
  3. Braun. Набор парикмахера в чемодане. – Москва: РГГУ, 2017. – 854 c.
  4. Журнал «HAAR`s» за 2000-2002 г.
Изображение - Корни кас кос 346457563223
Автор статьи: Екатерина Ромасько

Добрый день. Я Екатерина. Уже более 12 лет работаю парикмахером-стилистом. Считаю себя опытным специалистом и попытаюсь научить всех посетителей сайта решать данные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here