Корень с чередованием кас кос

Нашей редакцией подготовлен обзор темы: "корень с чередованием кас кос" с комментариями профессиональных парикмахеров и ответами на большинство интересующих вопросов.

11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о :
Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fschool-assistant.ru%2Fimages%2Fzadachi%2Frussian%2F5%2F268%2F1

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
под ударением а :

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

Видео (кликните для воспроизведения).

поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

заря́; зо́рька — за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему “Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-“

Вставьте пропущенные буквы.

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Вставьте пропущенные буквы.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Вставьте пропущенные буквы.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

Какие можно привести примеры слов с корнем КАС – КОС; ЗАР – ЗОР?

Примеры слов с корнем кас – кос?

Примеры слов с корнем зар – зор?

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F2%2F8%2F2%2F28271_42

Слова с чередующимися гласными в корне кас-/кос-:

касаться, касательная (линия), касание, прикоснуться, прикосновение, прикасаться, неукоснительно, коснись, прикоснись, неприкосновенный.

Слова с чередующимся гласными в корне зар-/зор-:

зоря, зоренька, зорюшка, зоревать, зарево, зарянка, зарница, зарничный, озаренный, озарение, озаряющий, озаряющийся, озарять, озаряться, озарить.

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F8%2F4%2F8%2F84854_42

Люблю отвечать на вопросы, касающиеся русского языка, правил, примеров.

Итак, составим слова с корнями -кос- и -кас- : коса, перекос, подкосило, косит, касание, прикасаться, прикоснуться, выкосить

Слова с корнями -зор- и -зар- : зарница, подзорный, дозор, зарево, озарился

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F0%2F1%2F10180_42

Примеры слов с чередующимися гласными в корне кос//кас:

  • касаться,
  • касание,
  • касательная,
  • коснуться,
  • прикоснуться,
  • прикосновение,
  • неприкосновенный.

Примеры слов с орфограммой “Чередующиеся гласные в корнях зар//зор”:

  • зарница,
  • заря,
  • озарение,
  • озарять,
  • зоревая, зоревать (исключения)
  • зорька.

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F0%2F3%2F103891_42

Примеры слов с корнем КАС – КОС:

Прикасаться, касательный, касаться, прикасайтесь, касание, касается.

Коснуться, прикоснуться, косой, скошенный, косить, неприкосновенный, коснитесь, коснулось.

Что бы правильно писать гласные в корнях “кас” и “кос” запоминаем правило, если после корня стоит суффикс “А”, значит пишем “кас”, если суффикса нет значит пишем “кос”.

Примеры слов с корнем ЗАР – ЗОР:

Читайте так же:  Вязать спицами шапки с косами спицами

Зори, зорька, зоренька, зоркий , зорюшка.

Озарять, зарница, заревой, заря, заря́нка зарево, зарево, озарение, лучезарный.

Гласную букву пишем в соответствии с правилом:

Русский язык – орфография:

Контакты

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС – КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Читайте так же:  Календарь стрижек на октябрь 2019 года благоприятные дни

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись. В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Какие можно привести примеры слов с корнем КАС – КОС; ЗАР – ЗОР?

Примеры слов с корнем кас – кос?

Примеры слов с корнем зар – зор?

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F2%2F8%2F2%2F28271_42

Слова с чередующимися гласными в корне кас-/кос-:

касаться, касательная (линия), касание, прикоснуться, прикосновение, прикасаться, неукоснительно, коснись, прикоснись, неприкосновенный.

Слова с чередующимся гласными в корне зар-/зор-:

зоря, зоренька, зорюшка, зоревать, зарево, зарянка, зарница, зарничный, озаренный, озарение, озаряющий, озаряющийся, озарять, озаряться, озарить.

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F8%2F4%2F8%2F84854_42

Люблю отвечать на вопросы, касающиеся русского языка, правил, примеров.

Итак, составим слова с корнями -кос- и -кас- : коса, перекос, подкосило, косит, касание, прикасаться, прикоснуться, выкосить

Слова с корнями -зор- и -зар- : зарница, подзорный, дозор, зарево, озарился

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F0%2F1%2F10180_42

Примеры слов с чередующимися гласными в корне кос//кас:

  • касаться,
  • касание,
  • касательная,
  • коснуться,
  • прикоснуться,
  • прикосновение,
  • неприкосновенный.

Примеры слов с орфограммой “Чередующиеся гласные в корнях зар//зор”:

  • зарница,
  • заря,
  • озарение,
  • озарять,
  • зоревая, зоревать (исключения)
  • зорька.

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Favatars%2F1%2F0%2F3%2F103891_42

Примеры слов с корнем КАС – КОС:

Прикасаться, касательный, касаться, прикасайтесь, касание, касается.

Коснуться, прикоснуться, косой, скошенный, косить, неприкосновенный, коснитесь, коснулось.

Что бы правильно писать гласные в корнях “кас” и “кос” запоминаем правило, если после корня стоит суффикс “А”, значит пишем “кас”, если суффикса нет значит пишем “кос”.

Примеры слов с корнем ЗАР – ЗОР:

Зори, зорька, зоренька, зоркий , зорюшка.

Озарять, зарница, заревой, заря, заря́нка зарево, зарево, озарение, лучезарный.

Гласную букву пишем в соответствии с правилом:

Правописание корней с чередующимися гласными

Правописание слов с чередующимися гласными в корнях нельзя проверять подбором однокоренного слова. К ним применяются другие правила.

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-.

Правило

Примеры

Исключения

Без ударения пишется буква -о-

Корни –зор-/-зар-.

Под ударением пишется -о-

заря, зарница, озарять

зóрька, зóренька, зóри

Корни -плав-/-плов-.

Корень –плав – пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Например: поплАвок, плАвучий.

Читайте так же:  Как заплести челку в косичку

Корни –лаг-/-лож.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ж- пишется -о-, перед -г- пишется -а-

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ст- и -щ- пишется -а-.

В противном случае пишется -о-.

вырАсти – вырАщу – вырОс

Корни -кас- / -кос-.

Правило

Примеры

В корне пишется –о-, если за корнем имеется звук -н-.

В противном случае пишется -а-

Корни -скак- / -скоч-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед –к- пишется –а-, перед –ч- пишется –о-

скачу, скачи, скачок

(образованы от глагола скакать).

Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-,

-блист-/-блест-, -чит-/-чет-.

В корнях пишется гласная -и-, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная -е-.

С суффиксом –а- пишется –и-

В остальных случаях пишем -е-

«Правописание гласных О-А в корне с чередованием –КАС- – -КОС-».

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: « Правописание гласных О-А

в корне с чередованием –КАС- – -КОС-».

Учитель: Ахломова Я.Н.

образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –КАС—КОС;

развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;

воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

дидактическая : создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

учебная : определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –КАС—КОС-.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Технология : технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование : дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

I . Организационный момент.

II . Актуализация имеющихся знаний .

1)Ребята, какой цветок считают первой красавицей среди цветов? (слайд 1)

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2)

Знаете ли вы, как правильно выр…стить розу? Для этого нужно прил…жить немало усилий. Тоненький отр…сток нуждается в плодородной почве. Молодое р…стение необходимо оберегать от вредителей и ярких лучей солнца. Выр…щенный цветок будет радовать вас пышным цветением. Прик…снитесь к цветку, и вы почувствуете бархатистость бутона.

Слова с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-).

Прием «Знаю-хочу узнать-узнал » (далее ЗХУ).

Работа с таблицей

Учащимся предлагается заполнить 1 графу в таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-;).

Снова обращаемся к тексту (к слову прик…снитесь – слайд 3).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

III . Определение темы и целей урока.

– О чем мы будем говорить? Сформулируем тему урока. (Тема урока записывается на доске).

– Какие цели мы можем перед собой поставить? (Учащиеся формулируют цели урока).

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни (слайд 4):

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

– Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Обратите внимание на последующий согласный корня. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –КАС- – – КОС- зависит от наличия или отсутствия суффикса А.

Читайте так же:  Какие витамины для роста волос

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №26).

Вернемся к тексту о розе. (слайд 5) Какую букву необходимо написать в слове прик…снитесь ?

Давайте прочитаем (запишем в тетрадь ?) стихотворение, которое поможет нам в запоминании правила.(слайд 6)

На урок пришли в наш класс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

– Где вы, где вы, корень –КАС-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –КАС- пиши слова.

V. Закрепление изученного материала .

Работа с учителем у доски .

Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –КАС- – КОС-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составьте с одним из словосочетаний предложение

К…снуться стола, нежное прик…сновение, к…саться важной проблемы, к…сание рукой пола, прик…снуться к искусству, это к…сается всех.

Учитель называет слова. Если в корнях с чередованием пишется буква А, ученики хлопают в ладоши, если буква О – встают из-за парт.

( Р..стительность, возл…гать, к..сание, сл…гаемое, изл..жение, прик…саться, выр..щенный, зар…сли, к…снуться, разр…статься, к…сательная, предпол..гать, р…сток, неприк…саемый,ростовщик ).

Перед вами карточки с двумя вариантами заданий

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

2. Продиктуйте свой вариант выполненного задания напарнику и объясните написание.

3. Обсудите полученный результат.

К…снуться, к…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись

К…сательная, соприк…саться, кос…нешься, к…снулась, прик…снись

При выполнении индивидуального задания учащимся предоставляется право выбора уровня сложности заданий: на “3”, на “4” или на “5”.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мама нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” – многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы .

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ.

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (Ребята пользуются сигнальными картами красного, зеленого).

VI I . Домашнее задание (по выбору учащихся).

Составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.

Написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) по теме: «Спорт – это жизнь» с включением слов на изученную орфограмму.

Составить словарную диктовку (15-17 слов) по теме «Буквы А-О в корнях с чередованием»

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0e27-0001cf5e-938337aa-400x267

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0e75-0001cfac-a3e927b3-400x267

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0ee8-0001d01f-edb6c467-400x267

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fa-loader

Номер материала: ДБ-030015

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F101e-0003928d-a64c1e34

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb1

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb1

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb2

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_sertification%2Fznak_land

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Flic3

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fh6%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fmap-footer

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

ПАМЯТКА С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА,

В корне с чередованием – кос – кас – пишется буква а, если после корня стоит суффикс – а – , и пишется буква о, если этого суффикса нет.

Касаться воды , коснуться темы воспитания,

прикоснёшься нежно, прикасаешься к цветку.

Примечание: корни с чередованием -кос- кас – употребляются в словах со значением :дотрагиваться до чего – нибудь , иметь отношение к чему – то, затрагивать тему в разговоре.

Буквы о – а в корне с чередованием – кос- – кас – .

(самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности)

Читайте так же:  Что делать при выпадении волос

1 уровень.

  1. Откройте учебник на странице 61.
  2. Прочитайте правило в рамочке (орфограммаN26).
  3. Рассмотрите внимательно примеры в конце правила.
  4. Перепишите их в тетрадь.
  5. Выделите орфограмму, как показано в учебнике.
  6. Прочитайте правило ещё раз, постарайтесь его запомнить.
  7. Закройте учебник.
  8. Запишите выученное правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

2 уровень.

  1. Прочитайте внимательно данные слова:
    коснуться касаться
    прикоснулась касание
    прикосновение касательная.
  2. Перепишите их в свою тетрадь так же в 2 столбика.
  3. Выделите в словах корень.
  4. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс – а – .
  5. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне, если после него нет суффикса -а-.
  6. Подчеркните гласные в корне.
  7. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных –о – а – в корне с чередованием – кос – кас –
  8. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.
  10. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.
  11. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

3 уровень.

1. Прочитайте внимательно данные слова: кость, коса, прикоснуться,

коснуться, косить, касаться, прикоснулась, косой, касание
прикосновение, косища, касательная.

2. выпишите в свою тетрадь однокоренные слова, имеющие значение дотрагиваться до чего – нибудь , прикасаться к чему – то.

3. выделите в них корень.

4. Сделайте вывод ( устно) о правописании гласных – о – а – в корне с чередованием кос кас .

5. Запишите получившееся правило в тетрадь.

6. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

7. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

8. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

Проверочная работа по теме

«Гласные о, а в корне с чередованием – кос – кас»

Тест.

I. Выпишите номера словосочетаний со словами, в которых есть корень с чередованием –кос –кас

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fpp.vk.me%2Fc310420%2Fv310420127%2F2584%2FmTy5aL333zw

Вспомнить все изученные чередования гласных в корне;

Изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;

Отработать данное правило на примере упражнений.

Изображение - Корень с чередованием кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fvideouroki.net%2Fimg%2Ffiles%2Fuf%2F2013%2F11%2F98668226-1384754347

Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.

Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер.

Косу не было скучно без друзей. А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища. Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.

И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.

На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
– Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

Источники

  1. Ханикова А.А. “Парикмахер – стилист” – Ростов-на-Дону, 2006
  2. Петровская В.А. Парикмахерское искусство – уроки мастерства. 2011.
  3. Игровой набор «Парикмахер», 16 предметов. – Москва: РГГУ, 2014. – 548 c.
  4. Шюнеманн, Христиан Парикмахер / Христиан Шюнеманн. – М.: Иностранка, 2005. – 281 c.
Изображение - Корень с чередованием кас кос 346457563223
Автор статьи: Екатерина Ромасько

Добрый день. Я Екатерина. Уже более 12 лет работаю парикмахером-стилистом. Считаю себя опытным специалистом и попытаюсь научить всех посетителей сайта решать данные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here