Чередование кас кос

Нашей редакцией подготовлен обзор темы: "чередование кас кос" с комментариями профессиональных парикмахеров и ответами на большинство интересующих вопросов.

11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о :
Изображение - Чередование кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fschool-assistant.ru%2Fimages%2Fzadachi%2Frussian%2F5%2F268%2F1

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
под ударением а :

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

Видео (кликните для воспроизведения).

заря́; зо́рька — за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему “Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / – гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-“

Вставьте пропущенные буквы.

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Вставьте пропущенные буквы.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Вставьте пропущенные буквы.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС – КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись. В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Корни с чередованием кас-кос и раст-ращ-рос

Второй урок в системе уроков

Тип урока: урок получения новых знаний

Читайте так же:  Шампунь для волос и тела

Вид урока: урок-«биатлон»

ТСО: компьютер, проектор.

Общедидактическая цель: формировать умения различать корни с чередованием, а также применять в письменной речи

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

знать:

• понятие орфограммы «чередование гласной в корне слова»

• условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-;

понимать:

• условия возникновения орфограммы

• условия выбора гласных А – О в корнях с чередованием

уметь:

• объяснять написание букв О – А в корнях с чередованием;

• группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;

• применять в разных условиях;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Коммуникативная:

• учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.

• правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;

• аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах;

Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Межпредметные связи: физкультура, литература, музыка, история

Цели (5 шт): для детей, они их называют

-научить различать корни кас-кос

-систематизировать знания по корням с чередованием

-научиться различать корни раст-ращ-рос, а также исключения

-воспитание любви к музыке, спорту

-развитие критического мышления

1. Орг. момент.

Написано на доске: 5 слов с лаг-лож (для проверки домашнего задания);

Число, классная работа; Домашнее задание

Здравствуйте, дети. Меня зовут Павел Сергеевич, я учитель русского языка и литературы в 11 школе г. Щекино. Сегодня мы с вами отлично проведем время, надеюсь, вы в этом мне поможете, так как я очень волнуюсь.

Знаете, сегодня у нас с вами необычный урок. И считать его необычным можно по нескольким причинам. Во-первых, он продлится всего 30 минут, поэтому мы постараемся все сделать очень-очень быстро. Еще он необычен потому, что его веду я, и что позади вас сидят гости. Но урок необычен и для меня, потому что я буду работать с пока не знакомыми мне, но, как мне кажется, очень активными и любознательными детьми. Но несмотря на всю необычность, у меня нет ни малейшего сомнения, что у нас все получится.

И сегодня у нас будет очередная очень интересная тема, при изучении которой вам придется себя проявить с многих сторон: вы попробуете себя в роли спортсменов, и певцов, и ученых.

Перед тем, как начать урок, я хочу спросить: какое крупнейшее спортивное событие мирового масштаба закончилось два дня назад? Верно. А вы болели за нашу сборную? Отлично, молодцы! И какое же место в итоге заняла наша сборная? Правильно!

Видите на стене фразу «Горячие. Зимние. Твои»? Откуда эта фраза? Это девиз нашей олимпиады.

Как вы уже заметили, на стене висит мишень. Знаете ли вы, в каком виде спорта используется такая мишень? (в биатлоне) А знаете ли вы, что он бывает даже женским? Вот и сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-биатлон, на котором мы с вами постараемся выбить все эти 5 мишеней. Нам нужно будет вспомнить корень, изученный на прошлом уроке, познакомиться с двумя другими корнями с чередованием, с исключениями из правила, а также сохранить бодрость духа и веселое настроение, как наши спортсмены.

Чуть было не забыл. А самые активные и самые умные ученики будут награждены медалями.

2. Постановка целей и формулировка темы урока.

Ребят, а что делают наши спортсмены, чтобы достигать высоких результатов? (тренируются) Правильно, они закрепляют достигнутые результаты, чтобы шаг за шагом двигаться к победе.

Мы тоже начнем с того, что вспомнил изученное ранее. Над каким корнем вы работали, выполняя домашнее задание? (лаг-лож) От чего зависит написание гласной в корне? (от суффикса -А-, или г-ж)

-Вася, иди к доске, вставь пропущенные гласные, пока мы проверим домашнее задание. Проверяем домашнее задание.

Отлично, вы молодцы, сработали отлично. Вы вспомнили правило написания гласной в лаг-лож? Значит мы можем выбивать нашу первую мишень.

Уже одна цель выбита, осталось еще 4, и рано останавливаться на достигнутом. Поэтому все дружно берем карточку №1, читаем написанные слова. Какую особенность вы заметили? (тут корни с чередованием, меняется гласная в корне) А какое чередование происходит в карточке №2? (не только гласной, но и согласной) Давайте теперь попробуем сформулировать тему урока (корни с чередованием касс-кос и раст-ращ-рос)

Посмотрите внимательно на слова карточки №1, где корни кас-кос. Кто догадается, от чего зависит написание гласной? (верно, от суффикса -а-)

Вы сегодня замечательно работаете, теперь я предлагаю вам спеть песню про кас-кос.

На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
– Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

Читайте так же:  Прическа для барби

Маша, иди к доске. Записывай 5 слов: касательная, коснусь, прикосновение, касание, неукоснительно.

Итак, мы узнали, как пишется корень кас-кос? Значит, еще одна мишень нами поражена, верно? Оля, ты работала хорошо и получаешь право выбить эту мишень, а все остальные ложатся на парты и прицеливаются к мишени и произносим звук «пыщ», когда мишень будет выбита.

Итак, на нашем огневом рубеже уже третья мишень, и очередная трудность. Мы знакомимся со вторым корнем с чередованием. Для этого берем карточки №2, читаем слова и выясняем, от чего же тут зависит написание гласной? Чередуется ли здесь еще что-то, кроме гласных? (Да, согласные) можем ли мы сделать вывод? (да, перед СТ и Щ пишем А, перед С – О)

Чтобы закрепить результат, споем еще раз?

Вот проблема, вот вопрос:

Как писать мне – РАСТ – и – РОС-?

Делать вывод я горазд:

В корне – РАЩ – и в корне – РАСТ-

Буква А, а в корне – РОС-

Буква О, и снят вопрос.

Теперь открываем тетрадки и записываем предложения: Начало подрастать новое поколение спортсменов. Выросла репка большая-пребольшая. Находим слова с корнем раст-ращ-рос и доказываем написание гласной в корне. Итак, как же будет гласить это правило? (перед СТ и Щ пишем А, перед С – О) Вот и третья цель нами успешно уничтожена. Ну что ж, Лена, раз ты ответила сейчас все верно, ты 3-ю мишень и выбьешь.

Вы сегодня просто в ударе, одно удовольствие с вами работать. Я думаю, что пора уже переходить к 4 цели, причем она тесно связана с последней выбитой целью.

А что делают ученые, исследуя что-либо? (они ищут правильный ответ) вот вы сейчас себя почувствуете учеными. В тексте учебника ваша задача найти слова-исключения на правило раст-ращ-рос. Сколько вы их выписали? (5 слов: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) Исторически сложилось в русском языке, что эти слова пишутся именно так, и их необходимо запомнить)

А теперь прочитаем стихотворение и найдем в нём слова-исключения

Ростислав живёт в Ростове.

Кто он, кто он? Ростовщик.

И росток в горшочке новом

К исключениям привык.

“Отрасль” – веточка, побег,

Устарело в новый век.

Вот и еще одна цель нами повержена. Вы работаете очень быстро, и это мне нравится!

Разомнемся немножко. Я называю слово, если вы вставляете в корне букву А, то поднимаете руки вверх, если О, то делаете так, будто вам холодно. Идет? Поехали! Растение, приложить, прилагательное, касание, неприкосновенный, росли, докоснусь, положение, изложение, слагаемое, росток, поросль, предполагать, растительность.

А сейчас у вас есть ровно 30 секунд, чтобы 2 вариант 2 ряда пересел к 3-му, а 1 вар 2 ряда к первому ряду. Теперь придумаем названия для команд. Отлично, все придумали, все готово. Теперь я вам на группу раздам карточки очередные. Ваша задача: сравнить два корня с чередованием и найти в них сходства. Вы знаете, какими двумя способами можно определить написание корня лаг-лож, так вот благодаря этому мы с вами и докажем правомерность наших рассуждений.

Цель: структурирование информации.

(Выполнение заданий повторительнообобщающего характера.)

1) Разделяясь на 2 группы, дети получают задание: составьте правило, отражающее условия написания букв А-О в корнях с чередованием, а также найти схожие черты в этих корнях. Запишите выводы или предположения на раздаточном материале.

· 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-» « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»

· 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-» «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»

У вас на это задание всего 2 минутки, а пока сдайте ваши заполненные карточки, я их проверю.

Итак, время вышло, какие у вас успехи, что получилось, а что нет?

Ну что ж, раз у нас все получилось, то мы можем двигаться дальше, верно?

Открывайте свои файлы и доставайте карточки под номером 2. В них написаны слова, которые вы себе перепишете в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. И там сразу вам дан алгоритм работы со словами.

Карточка №2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

К…саться, отр..сль, зал..жить, Р..стиславович, к…снуться, неук…снительно, , предпол..жение, выр..сли, прик..сновение, изл..жение.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.

3. Проверьте, является ли данное слово исключением.

4. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы

Р..стение, прик…снуться, прор..стать, Р..стов, соприк…саться, зар..стать, ул..жился, соприк..сновение, прил..жение, пор..сль.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.

3. Проверьте, является ли данное слово исключением.

4. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Читайте так же:  Выпадают волосы и жирные

Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы

Прик…снется, р..стение, прик..сание, Р..стовский, сл..гаемое, р..сток, ср..слись, выр..щенный, неприк…сновенность, зал..жник.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.

3. Проверьте, является ли данное слово исключением.

4. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Вы сегодня просто мегамолодцы! Мне сегодня приятно было с вами работать, надеюсь, вам тоже. Ну как вы думаете, мы хорошо сегодня провели время? Можем выбивать последнюю мишень? Отлично, пусть это сделает мальчик, он и так среди вас всего один, сделаем ему запозладый подарок на 23 февраля?

Смотрите-ка, на обратной стороне последней цели Олимпийские кольца. А знаете ли вы, что они означают? (Части света) Вот и подошел наш урок к концу, осталось одно

Ну и осталось самое приятное – это награждение. Медалями будут награждены 5 человек + 5 дипломов + магнитики с символом Олимпиады!

Вот такой замечательный урок-биатлон у нас получился. Всем Спасибо!

5. Домашнее задание (дифференцированное) три уровня сложности

Открываем дневники и записываем

Легкий: составить словарный диктант с корнями с чередованием Средний: Придумать рассказ, в котором содержится по 5 примеров на каждую изученную орфограмму, связанную с корнями с чередованием. Сложное: составить кроссворд с корнями с чередованием, или сказку про корни с чередованием.

Изображение - Чередование кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fpp.vk.me%2Fc310420%2Fv310420127%2F2584%2FmTy5aL333zw

Вспомнить все изученные чередования гласных в корне;

Изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;

Отработать данное правило на примере упражнений.

Изображение - Чередование кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fvideouroki.net%2Fimg%2Ffiles%2Fuf%2F2013%2F11%2F98668226-1384754347

Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.

Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер.

Косу не было скучно без друзей. А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища. Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.

И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.

На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
– Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

ПАМЯТКА С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА,

В корне с чередованием – кос – кас – пишется буква а, если после корня стоит суффикс – а – , и пишется буква о, если этого суффикса нет.

Касаться воды , коснуться темы воспитания,

прикоснёшься нежно, прикасаешься к цветку.

Примечание: корни с чередованием -кос- кас – употребляются в словах со значением :дотрагиваться до чего – нибудь , иметь отношение к чему – то, затрагивать тему в разговоре.

Буквы о – а в корне с чередованием – кос- – кас – .

(самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности)

1 уровень.

  1. Откройте учебник на странице 61.
  2. Прочитайте правило в рамочке (орфограммаN26).
  3. Рассмотрите внимательно примеры в конце правила.
  4. Перепишите их в тетрадь.
  5. Выделите орфограмму, как показано в учебнике.
  6. Прочитайте правило ещё раз, постарайтесь его запомнить.
  7. Закройте учебник.
  8. Запишите выученное правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

2 уровень.

  1. Прочитайте внимательно данные слова:
    коснуться касаться
    прикоснулась касание
    прикосновение касательная.
  2. Перепишите их в свою тетрадь так же в 2 столбика.
  3. Выделите в словах корень.
  4. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс – а – .
  5. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне, если после него нет суффикса -а-.
  6. Подчеркните гласные в корне.
  7. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных –о – а – в корне с чередованием – кос – кас –
  8. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.
  10. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.
  11. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

3 уровень.

1. Прочитайте внимательно данные слова: кость, коса, прикоснуться,

коснуться, косить, касаться, прикоснулась, косой, касание
прикосновение, косища, касательная.

2. выпишите в свою тетрадь однокоренные слова, имеющие значение дотрагиваться до чего – нибудь , прикасаться к чему – то.

3. выделите в них корень.

4. Сделайте вывод ( устно) о правописании гласных – о – а – в корне с чередованием кос кас .

5. Запишите получившееся правило в тетрадь.

6. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

7. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

8. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

Проверочная работа по теме

«Гласные о, а в корне с чередованием – кос – кас»

Тест.

I. Выпишите номера словосочетаний со словами, в которых есть корень с чередованием –кос –кас

Читайте так же:  Покраска волос лунный календарь 2019

Русский язык – орфография:

Контакты

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

Чередование а-о в корнях кас – кос

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку кас-кос»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Буквы О – А в корнях касс-кос

образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –кас-кос;

развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;

воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

1. Формирование умений правильного написания корня касс-кос

2.Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными.

3. Закрепить новые знания путем анализа изученного материала.

4. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь

5. Воспитывать гражданские качества учащихся: любовь к родному краю, родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Читайте так же:  Как выбрать машинку для стрижки волос в домашних условиях

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. И пусть на улице погода хмуриться, я уверена, сегодняшний урок пройдет замечательно. Откройте тетради и запишите число.

2 . Актуализация имеющихся знаний .

– Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на карточке?(Работа с текстом) Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А. Изображение - Чередование кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F14%2Fs_5a0ac432af910%2Fs742284_0_1

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце.

– Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС)

Учитель: Ребята, переверните карточку. Вы видите таблицу «Знаю – узнаю». В колонку «Знаю» запишите те слова, написание которых не вызвало у вас затруднений, в колонку «Узнаю» запишите слова, написание которых вызвало у вас затруднение.

3. Определение темы и целей урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

– Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

– Ребята, проанализируйте слова, выделив в них корни

– Какой перед нами стоит вопрос? Правильно, почему в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

– Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения). Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику.

– Ребята, есть много слов с корнями кас-кос. Отдельно я хочу вас познакомить со словом кос о ворот к а . Давайте попробуем дать лексического значение данного слова, прочитав текст карточки.

Мальчик прибежал домой. С его к..соворотки текла вода, это не удивительно – на улице был сильный дождь. Изображение - Чередование кас кос proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F14%2Fs_5a0ac432af910%2Fs742284_0_2

– Снимай рубашку скорее и садись кушать, – сказала мама.

Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

– Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове касания ? Почему?

5. Закрепление изученного материала .

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв, отметьте в словосочетаниях главное слово.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды. Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются пола. Расположить у костра.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

2) Парная работа. Учащимся раздаются карточки.

– Найдите слова с ошибками в написании гласных О-А, выпишите их, исправьте.

Приложил, перелагал, косательная, коснулся, прикасаться, прилажение, прилогательное, касоворотка, коснется.

– Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа, а слова, которые вы должны были выписать, указаны на доске (оборотная часть доски, после идет проверка работы).

косательная, прилажение, прилогательное, касоворотка

3. Работа с учебником.

– Ребята, давайте откроем учебник и выполним упражнение 189 (после выполнения упражнения следуют проверка).

– Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

(Ребята дают ответ). Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (Ребята рассуждают).

-Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях? (Ребята отвечают–ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в моем селе», используя слова с чередующимися гласными А-О. А пока вы пишите, я создам музыкальный фон, надеюсь, он поможет вашему воображению (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, картина выводится проектором на доску).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).

8. Домашнее задание. ( слабым ученикам разрешается выполнить только одно упражнение )

Для подготовки урока использовались материалы сайтов:

Источники

  1. Константинов, А. В. Как стать парикмахером / А.В. Константинов. – М.: Азбука, 2013. – 304 c.
  2. Все о косах и косичках. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. – 297 c.
  3. Набор “Парикмахер” Steele. – Москва: Наука, 2018. – 174 c.
Изображение - Чередование кас кос 346457563223
Автор статьи: Екатерина Ромасько

Добрый день. Я Екатерина. Уже более 12 лет работаю парикмахером-стилистом. Считаю себя опытным специалистом и попытаюсь научить всех посетителей сайта решать данные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here